Авиационная фанера — особый вид высокопрочной ФСФ с отличной гибкостью и небольшой плотностью. То есть при малом удельном весе листы имеют безупречную надежность, о чем свидетельствует само название. Рассчитаны на ответственные сферы производства — машино-, вагоно- и самолетостроение.
Описание и характеристики
Основой для производства материала служит березовый шпон, соединенный в три и более слоев. Средняя толщина готовых изделий может колебаться от 3 мм до 16 мм. Минимально тонкий лист достигает 1 мм.
Склеенные таким образом древесные лущенные волокна обладают небольшой плотностью на фоне великолепной сгибаемости и высокой сопротивляемости механическому воздействию. Это дает право использовать листы в авиамоделировании, машиностроении и в производстве музинструментов.
В некоторых случаях фанеру данного типа также называют дельта-древесиной, поскольку она бывает основана на березовом шпоне с добавлением специального пластика. Перед проклейкой слоев бакелитовым составом их обрабатывают фенолформальдегидным веществом при температуре 270º и уровне давления 6 ампер.
Виды и маркировка
Эта продукция сертифицируется согласно ГОСТу 226-41. Подразделяется на сорта А и В (первый и второй) в зависимости от типа бакелитовых основ, которыми склеивается:
- БП-А;
- БП-В.
Изнутри листы пропитываются специальной смолой, а с внешней стороны защищаются пленкой. Кроме того, существует марка БПС-1В, включающая две прослойки шпона. Ее предельная толщина — 10 мм. Следующий подвид — БС-1. Он представляет собой авиационную фанеру, соединенную смоляным составом СФЖ 3011. Способен выдерживать высокие нагрузки в пределах 50-95 МПа.
Также имеется еще один тип маркировки — исходя из наличия либо отсутствия обработки поверхностей:
- Ш1 (односторонняя шлифовка);
- Ш2 (двухсторонняя шлифовка);
- НШ (нешлифованное изделие).
Размеры
Крупногабаритных листов подобного материала, как правило, не встречается. Самыми типичными являются следующие стандарты:
- 800х1525 мм;
- 1000х1525 мм;
- 1220х1220 мм;
- 1270х1270 мм;
- 1525х1525 мм;
- 1550х1550 мм.
Такой подход не случаен: за счет небольшой величины намного упрощается обработка, раскрой и резка авиационной фанеры. Листы с маркировкой БП (А/В) достигают в толщину 1-3 мм, БС — до 12 мм, а БПС бывает 2-6 мм.
Особенности производства
В ходе изготовления авиационной фанеры особое внимание уделяется направлению волокон. Они должны идти перпендикулярно (относительно друг друга). То есть каждая очередная прослойка укладывается структурной решеткой, пересекаясь с последующим шпоном под углом в 90º. Благодаря этой технологии финишные изделия получают максимально возможную прочность, сравнимую с низколегированной сталью.
Согласно ГОСТу 3916.1-96, который служит ориентиром при изготовлении данного материала, один готовый лист должен включать нечетное количество шпоновых слоев. Дело в том, что первый считается серединным, а остальные подклеиваются к нему с двух противоположных сторон — справа и слева.
Сферы применения
Эта разновидность конструкционной фанеры отличается широким спектром использования. Она востребована в производстве судов, автомобилей, вагонов, вертолетов, самолетов.
Также применяется в архитектурных разработках, космической промышленности, проектировании, моделировании, дизайне интерьеров. Позволяет получать уникальные решения благодаря повышенной сгибаемости и прочности. Из нее производят и многие музыкальные инструменты.